ЕГЭ обществознание 2025
ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных для сдачи экзаменов. В 2024 году его писало более 302 тысяч человек. Давайте вместе рассмотрим его особенности.
Экзамен по обществу длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:
- «Человек и общество»,
- «Экономика»,
- «Социальные отношения»,
- «Политика»,
- «Право».
За экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов. Первичные баллы переводятся в оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.
Пороговый балл по обществознанию — 42. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов, поэтому для подготовки к экзамену по обществу нужен четкий план действий.
Структура экзамена: первая и вторая части
Часть 1
Первая часть ЕГЭ по обществознанию — 2025 состоит из 16 заданий. Всего за нее можно набрать 28 первичных баллов, это 48% от максимального первичного балла.
В этой части вы можете встретить следующие форматы заданий:
- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1–5, 7, 8–12, 14,16);
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).
По темам задания распределяются так:
Тематический блок | Номер задания |
---|---|
Человек и общество | 2–4 |
Экономика | 5–7 |
Социальные отношения | 8–9 |
Политика | 10–13 |
Право | 14–16 |
Обратите внимание: задание 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в нем может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.
Часть 2
Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить: эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.
- 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла).
- 18. Составление определения (2 балла).
- 19. Написание примеров (3 балла).
- 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла).
- 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла).
- 22. Решение задания-задачи (4 балла).
- 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла).
- 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла).
- 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов).
Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из них. Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы:
- Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
- Не зачеркивайте записи, так как это загрязняет работу. Лучше сначала набросайте ответ на черновике, а потом перенесите его в чистовик.
- Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы ввести эксперта в курс дела.
- Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
- Не забывайте о том, что вторую часть проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятнее впечатление: чем легче будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
ЕГЭ история 2025
Экзамен состоит из двух частей: в первой нужно дать краткий ответ (задания 1–12), во второй — развернутый (задания 13–21). Всего в КИМ 21 задание, за которые можно получить максимум 42 балла.
Безошибочно решив первую часть, ученик получит 20 первичных баллов — 47% всего экзамена. За вторую часть есть возможность получить 22 первичных балла, что составляет 52% от общей оценки.
В заданиях встречаются:
- имена;
- названия;
- термины;
- фрагменты исторических источников;
- карты;
- иллюстрации;
- таблицы с датами.
Экзамен по истории на 70% состоит из аналитики: важно не столько знать точные даты, сколько ориентироваться в контексте событий, понимать причинно-следственные связи, уметь анализировать материал. И если при подготовке не учесть этот фактор, то на экзамене можно запросто потерять баллы.
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) — совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей, и понять, о чем речь, бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники, — 6, 11, 13–14, 17.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие вопросы лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
Специфическое задание 4 проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде — как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие 11-классники не в курсе этого. Это подчеркивает, как важно изучать структуру экзамена и правильно готовиться к ЕГЭ по истории.
Картографический блок
Еще одна большая сложность — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племен. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12, и у каждой своя карта военных действий и свои главнокомандующие.
В заданиях 9–12 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя. Также вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Задания на терминологию
Знание терминологии пригодится вам в обеих частях экзамена. В задании 19 требуется дать развернутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия.
Помимо этого, к определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (то есть уточнял, помещал в контекст) это понятие применительно к истории России. Чтобы не запутаться в терминах, при подготовке обязательно ведите исторический словарик.
Самые сложные задания: как с ними справиться
Установление причинно-следственных связей
Во второй части экзамена есть задание высокого уровня сложности, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи между историческими событиями и процессами.
Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать причины и последствия. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что в задании присутствуют штрафные баллы — значит, написать побольше «для подстраховки» грозит потерей баллов.
Чтобы быть уверенными в своих ответах на вопрос 18, пользуйтесь методом вопросов. Он заключается в использовании двух вопросов: «Что было?» и «Что будет?». При формулировании причинно-следственных следует задавать эти вопросы: «Что было ДО события?» и «Что будет ПОСЛЕ события?». Для полной уверенности в своем ответе также отвечайте на вопрос «Каким образом это связано с событием из задания?».
Закрепить успех можно вопросом «И что?» — это вопрос для проверки качества причинно-следственных связей. Не должно быть общих размышлений и суждений — за них не поставят баллов. Исключительно факты, объясняющие суть происходивших событий.
Задание на сравнение
Задание 20 на сравнение из второй части — это вопрос высокого уровня сложности, который оценивается в 3 балла.
В демоверсии выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о сходстве экономической политики Николая I и Александра III. Обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться вы должны на предложенные в задании данные — в нашем случае это экономическая политика.
Свой тезис необходимо подтвердить историческими фактами, не собственными мнениями. Задание может предполагать указание не только сходства, но и различия каких-либо событий, явлений, процессов. Когда речь идет про различия, обоснование должно содержать обязательно два исторических факта: по одному для каждого из сравниваемых объектов.
Задание на аргументацию
Задание 21, помимо сложной структуры, включает элементы всеобщей истории.
Выглядит сложно: ученикам предлагают рассмотреть утверждение и придумать два аргумента в его пользу. Один для истории России, а другой — для зарубежной истории. Главная ошибка выпускников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом, за что теряют баллы.
Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и пояснения. Пояснение должно устанавливать связь между изначальным вопросом и вашим фактом. За два факта без пояснений вы получите не больше балла.
Кроме этого, чтобы справиться с этим вопросом, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле это вехи — ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с процессами и событиями вы можете в кодификаторе событий для задания 21 — это поможет вам систематизировать информацию, продумав свою подготовку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий